05.05.2021
«Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка»
«Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для
того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а
также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства
и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет
все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и
здоровью окружающих.
Даже в раннем школьном возрасте ребенок еще не способен осознанно и
адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять
требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это
выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней
выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению
своего здоровья.
ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные
российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль
ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами
семьи. Духовное здоровье - это та вершина, на которую каждый должен подняться
сам.
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка
нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и
потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для
человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и
каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В
этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами
воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
Существует правило: "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым,
сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!".
Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и
адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять
требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это
выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней
выработки у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению
своего здоровья.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного
воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть
утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний
режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание,
личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей
здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр
телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно,
полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации
ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также
непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать
30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить ребенку
следующие основные знания, навыки и умения:
➢ - знание
правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
➢ - умение
правильно строить режим дня и выполнять его;
➢ - умение
анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из
них;
➢ - умение
взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда
обитания (дом, садик, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
➢ - знание
основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в
жизнедеятельности организма человека;
➢ - умение
измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания,
понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием
здоровья и его коррекции;
➢ - понимание
значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
➢ - умение
правильно строить режим дня и выполнять его;
➢ - знание
основных правил рационального питания с учетом возраста;
➢ - понимание
значения двигательной активности для развития здорового организма;
➢ - знание
правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и
других;
➢ - знание
основных природных факторов, укрепляющих здоровье, и правил их использования;
➢ - знание
правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных
заболеваний;
➢ - умение
анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из
них;
➢ - умение
оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах,
обморожениях;
➢ название
лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ:
➢ -
положительная динамика физического состояния вашего ребенка;
➢ - уменьшение
заболеваемости;
➢ -
формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями
и другими людьми;
➢ - снижение
уровня тревожности и агрессивности.
Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников
возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения
и воспитания в семье и детском саду.