05.05.2021
«Книжки в
Вашем доме»
Задумывались
ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать ребенку книга?» А ведь
дети черпают из книг множество познаний: первые представления о времени и
пространстве, о связи человека с природой и предметным миром, что способствует
расширению детского кругозора. Через литературные произведения малыши впервые
испытывают на себе храбрость и стойкость, добро и зло, познают такие
общечеловеческие ценности как честность, справедливость, дружба, сочувствие,
т.е. книги очищают и раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же
книги являются неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и
не только детей, но и нас, взрослых.
В связи с
этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво отнестись к организации и
подбору книг дома. Взрослые должны помнить, что книга привлекает маленького
ребёнка, прежде всего оформлением. Ее внешний вид должен быть привлекательным:
разные формы обложек, красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно
для ребенка, хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем
книги
вместе
И бизоны, и удавы,
С папой каждый
выходной.
А у папы – никого!
У меня картинок
двести,
У меня – в пустыне дикой,
А у папы – ни
одной.
Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы
–
Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного,
–
Если в ней картинок нет!
В домашней
библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка,
книжка-картинка, которая дается в руки ребенку с самого раннего возраста
(до года). Это еще не литература. Здесь зрительный образ преобладает над
словесным , рисунки имеют главное значение. К.И. Чуковским было замечено, что
этот период является важным в овладении речью, и книга, дающая богатые
зрительные впечатления, будет хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский
писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь
пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться
над ними, но свяжите с
картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на
лету...» Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу
в руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет тянуться
к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее
обложка вырезана по контуру того предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое
внешнее оформление тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с
содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она
не только ярко иллюстрирована, но и снабжена движущимися фигурками. Действие с
помощью этих фигурок в ней как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только
включается в ритм текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо
помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги разного типа
отражения действительности: не только сказки, но и реалистическая литература,
не только проза, но и поэзия.
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа
раскладушек и книжки-игрушки с преобладанием иллюстраций и
короткого текста: « Курочка-Ряба >> , «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет
важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно
находиться от 3 до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого
возраста сюжетом. Это , конечно , «Игрушки» А. Барто , «Волк и семеро
козлят» , «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по
сюжетам литературных произведений, которые будут способствовать
поддержанию интереса к книге:
·
разные виды
театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
·
игры-путешествия
по сказкам с фишками и кубиком;
·
лото или
домино «Герои любимых сказок»;
·
пазлы или
разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
·
отгадай
загадку – найди отгадку;
·
диски с
аудиозаписями различных детских произведений;
·
сундучок с
«волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
·
материал для
творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
·
чудесный
мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения своих историй и т.п.
Отметим, что
у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а поэтому он просит много
раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это естественный и положительный
процесс. Удовлетворяйте его желания: ребенок дошкольного возраста сживается с
героями сказок или рассказов, все они его близкие друзья и советчики. Но
постоянно старайтесь расширить поле его книжного зрения, ориентируя малыша на
все полезное, художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на
полиграфию, оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.
Ребенку очень важно быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы – классикой: произведениями Л. Толстого, К. Чуковского, С. Маршака, Е. Чарушина, Н. Носова, В. Осеевой, В. Драгунского и многих других авторов.