03.03.2022
Издавна
музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира.
Музыкальное развитие оказывает ни чем не заменимое воздействие на общее развитие:
формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается
чутким к красоте в искусстве и в жизни. Аристотель писал: «Музыка – необходимый
душевный атрибут человеческого существования».
Современное понимание проблемы музыкального обучения
детей предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе
сотрудничества и творческой игры. Приобщение к музыке наиболее естественно
происходит в активных формах совместного музицирования (игра на музыкальных
инструментах, пение, движение), которое должно составлять фундамент для
музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Подобный подход получил
распространение во всем мире.
Исследования психологов и педагогов показывают, что
занятия музыкой в самом раннем возрасте очень эффективны для общего развития
ребенка. Уже ни для кого не секрет, что благодаря развитию музыкальных
способностей ребенок начинает раньше и четче говорить, лучше владеет
координацией движений, увереннее чувствует себя на музыкальных занятиях в
детсаду и в школе.
Начинать развитие музыкальных способностей лучше всего
сразу же после рождения. Конечно, первая учительница в этом деле (как и во
многих других) - мама. Когда малыш видит, как мама поет и играет, он хочет ей
подражать. Именно так создаются предпосылки к обучению, но главное во всех
начинаниях - это желание малыша. Поэтому любые занятия с ним следует проводить
только тогда, когда он в настроении.
Содержание
музыкальной среды отражает принцип системности в овладении музыкальной
деятельностью: она должна соответствовать возрасту детей и содержанию их
музыкальной деятельности, поэтому следует усложнять содержание среды по
возрастным ступеням. Содержание должно обеспечивать возможности для
музыкально-творческого развития детей и получения из среды необходимой им информации
для музыкально-творческой деятельности.
Музыкальные инструменты с самого начала работы с
детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами
(руками и ногами, с помощью которых можно хлопать и топать) обладает каждый
человек. Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить:
маленькими ударными инструментами. К ним относятся: трещотки, деревянные
палочки, небольшие тарелочки, тарелки, треугольники, кастаньеты, различного
рода деревянные и кожаные барабаны, бубенцы и другие подобные инструменты.
К этим инструментам без определенной звуковой высоты,
которые применяются как чисто звукокрасочные и ритмические инструменты,
присоединяются ударные, имеющие определенную звуковую высоту: маленькие
литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и
стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и
ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.
Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для маленьких
детей в музыке. Они просты и наиболее доступны детям раннего возраста.
Как известно, разнообразие шумовых инструментов
народов мира велико. Это удивительно красочный ансамбль, да и сам шумовой
инструмент выглядит очень нарядно.
Внешняя привлекательность и необычность инструмента –
главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и
вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать
из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами,
возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в
работе с ними.
Разнообразие шумовых и ударных инструментов трудно
даже перечислить: треугольники, бубенцы и колокольчики, браслеты с ними,
пальчиковые тарелочки, бубны и тамбурины, деревянные коробочки, клавесы и
тон-блоки, маракасы, ручные барабаны, литавры, ручные тарелки и многие другие
их разновидности, имеющиеся в изобилии у каждого народа. Это самые древние
инструменты, пришедшие к нам из глубины веков.
Дополняют этот ансамбль ксилофоны и металлофоны.
Обычно их называют «орфовскими» инструментами. Карл Орф (1895-1982) был
композитором, довольно известным и почитаемым ещё при жизни. Его музыка
завораживала магией ритма, диковинными инструментами оркестра, танцующим хором
и стала для современников символом простоты и яркой театральности.
Но действительную мировую славу ему принесли не его
сочинения, а созданная им система музыкального воспитания. Оказалось, что не
только Моцарт и Чайковский, Бетховен или Бах могут называться композиторами, но
и совсем маленькие дети. Они тоже способны создавать музыку и импровизировать
на специально созданных для этой цели орфовских инструментах.
Орфовские инструменты являются скорее аккомпанирующими,
чем мелодическими. Они чудесно дополняют негромкое детское пение. Техническая
лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тот час же
откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к
звукокрасочной игре, а через неё к простейшей импровизации. Таким образом,
орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от
способностей, участвовать в музицировании. Каждому ребёнку в этом ансамбле
может быть найдена подходящая роль.
Обязательным является использование на всех ступенях
обучения самодельных шумовых инструментов. Самодельные инструменты позволяют
начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. В
данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея
использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их
вместе с детьми просто и мудро: детские музыкальные инструменты на
первоначальной ступени должны быть игрушками
в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят
творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки.
Игровое исследование звучащего мира начинается в самом
раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки,
свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку
и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям
наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично.
Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно
извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут
выступать и концертный рояль и расчёска.
Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами
(звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры – импровизационное
звукоподражание. Вот в детской игре всходит солнце – и «дребезжание» на
какой-нибудь железке вполне символично соответствует торжественности природного
явления. Появляется кикимора – дети голосом или на свистульке тут же
неподражаемо изобразят её причитание. Поэтому в группе для творческого
музицирования будут уместны звенящие ключи и связки пуговиц, стеклянные стаканы
и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковой банки.
Общеизвестно, что прообразами маракасов, барабанов,
кастаньет, бубенцов, свистулек у наших предков были засушенные тыквы с
шуршащими семенами, части полого бревна, деревянные бруски, обыкновенные
кусочки железа, повешенные на прутик, и стручки различных растений. В
современной жизни возможностей для звукотворчеста неизмеримо больше. Они
ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовления самодельных
инструментов подойдёт всё, что угодно:
· Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);
· Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной
толщины, брусочки;
· Коробочки из разных материалов (картонные,
пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки);
· Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;
· Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи,
скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;
· Кусочки пластика, небольшие металлические предметы
(ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);
· Металлические банки разных размеров;
· Стеклянные бутылки и фужеры;
· Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые
тюбики от губной помады, расчёски.
И
многое другое, из чего можно извлечь звуки.
Формирование у дошкольников метроритмического чувства
во всех его компонентах (чувство ритма, метра, темпа, формы, ритмического
рисунка)- является определяющим для успешного
дальнейшего музыкального развития и приобщения их к коллективным формам
музицирования. Все компоненты чувства ритма при этом имеют большое значение, но
главным является чувство равномерной метрической пульсации и на протяжении
всего обучения уделяется пристальное внимание его формированию и развитию.
Ошибочно считать, что чувство метра воспитывается само собой. Такие задания
как: услышать, отметить его самыми
разными способами в инструментальной музыке, речевых и двигательных
упражнениях, «звучащих жестах» даются детям на каждом занятии.
Игровой
мир озвучен простейшими самодельными музыкальными инструментами, сделанными
самими детьми или вместе с родителями из всего, что они могут найти и
приспособить для извлечения звуков. Внешний вид и необычное звучание
самодельных инструментов еще больше заинтересовал детей
Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство
преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир,
развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы
музыкальной деятельности.
Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет
ребенку:
1.
Знакомиться с историей возникновения музыкальных
инструментов.
2.
Развивать
музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство.
3.
Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.
4.
Формировать качества способствующие самоутверждению
личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного
воображения, индивидуальности восприятия.
5.
Воспитывать потребность к музицированию.
6.
Развивать способности детей в креативных отношениях на
занятии.
7.
Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты
в системе «педагог-ребенок».
8.
Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации
и самоконтроля